665383, Российская Федерация, Иркутская область, город Зима, улица Куйбышева, 79 «А»,
тел. (839554) 3 65 53,
e-mail: mdoy-10@mail.ru

Система Orphus

Официальный сайт 
Министерства образования и науки Российской Федерации:
minobr_gerb.png (52×57)

Федеральный портал "Российское образование":
logo.jpg (316×109)

 

Консультации воспитателя ИЗО

Научим малыша рисовать

Научим малыша рисовать по-взрослому!

Ну, кто сказал, что в прописях могут писать и рисовать только первоклашки?!? А почему бы не позаимствовать у наших юных школьников эти интересные тетрадки и не приспособить их для обучения письму двухгодовалого малыша?

Давайте попробуем!

Любая мама с уверенностью скажет, что ее малыш просто обожает рисовать! Правда, у одних на это занятие ребенком отводится 5-10 минут, а другие малыши могут часами сидеть за столом и вырисовывать каляки-маляки фломастером или карандашом. В любом случае рисунок ребенка – не просто набор кривых линий и кружочков, это очень важное средство самовыражения маленького человечка, раскрытые его внутреннего духовного мира.

Но ведь так хочется, чтобы ребенок не просто водил по листу закорючки, а еще и умел осознанно пользоваться инструментом для рисования. Ну что же, только в силах родителей научить письменному ремеслу маленького ученика. Конечно, можно подождать до трех лет, пока ребенок не отправиться в детский сад – там то его точно научат рисовать! Но ведь важно, чтобы ребенок развивался и совершенствовался еще сидя с мамой дома. Тем более, что каждому родителю хочется видеть в своем крохе талантливого и способного ребенка, который будет уже в 3-4 года семимильными шагами опережать в развитии своих сверстников! И вот именно в такие моменты мамы и папы могут гордиться своими чадами и радоваться тому, что многому их научили именно они, а не воспитатели.

Итак, начнем! Что по вашему лучше всего подойдет для начального обучения крохи пишущему инструменту? Для первых занятий идеальными «помощниками» станут книжки-раскраски для самых-самых маленьких. У таких книжек основная цель – познакомить малыша с такими изображениями, как точка, палочка, галочка, кружок и др.

В основном все задания в таких книжках выстроены по принципу «от простого к сложному». Следовательно, развитие детской ручки происходит плавно и последовательно.

Что рисуют дети?

Самыми распространенными фигурками у малышей являются:

Палочки. Всем взрослым известно, что палочки бывают горизонтальными, вертикальными, наклонными. Начинать обучать ребенка лучше всего с вертикальных палочек, проводя их сверху вниз.  Старайтесь, чтобы штришки были прямыми, а расстояние между ними – одинаковым.  Во время рисования следует рассказывать малышу, что таким вот образом выглядит травка, солнечные лучики, дождик и др.

После вертикальных можно начать изучение и наклонных черточек. Здесь малышу также важно объяснять, что все палочки по длине должны быть одинаковыми, с одинаковым расстоянием между ними и с одинаковым наклоном.

Родителям во время рисования можно комментировать происходящее и немного руководить ребенком, но только не настойчиво и не навязчиво, а в форме игры. «Пусть травка растет не слишком густо, потому что курочки не увидят в ней зернышек» и т. д.

Горизонтальные палочки следует рисовать слева направо. Ребенку важно продемонстрировать предназначение каждой палочки (горизонтальной, вертикальной, наклонной). Ведь малышу будет непонятно, без объяснения родителей, для чего нужны горизонтальные палочки. А вот если нарисовать домик и объяснить, что он состоит из горизонтальных и вертикальных палочек, то малышу уже станет все намного яснее и понятнее. Тем более после обучения ребенку и самому будет интересно нарисовать самостоятельно человечка, или травку на лужайке.

Галочки и крестики. Они представляют собой комбинации уже знакомых малышу палочек. Две наклонные черточки представляют собой галочку, а вот горизонтальная вместе с вертикальной – крестик. Несмотря на то, что и крестик и галочка кажутся на первый взгляд простыми элементами, на самом деле от ребенка во время рисования потребуется максимум внимания и сосредоточенности. Выполнение этих заданий по начертанию элементов во многом зависит от качества пространственной ориентировки малыша на листе бумаги.

Галочку можно рисовать, отрывая карандаш от листа бумаги и не отрывая его. В первом случае рисовать следует черточку сверху вниз с наклоном вправо, а затем, не отрывая карандаша от листа бумаги, поднимать вверх с наклоном влево. Если хочется нарисовать галочку с отрывом от листа, то для начала следует нарисовать палочку с наклоном вправо (рисовать следует сверху вниз), а затем нарисовать палочку справа налево (также сверху вниз). При этом две палочки должны в нижней части сомкнуться.

Крестик считается не только самым необычным элементом для рисования малышом, но и самым сложным. Чтобы нарисовать его следует провести одну черточку поперек другой, предварительно наметив глазом середину первой нарисованной черты.

Не стоит думать, что ребенок в считанные секунды научится рисовать крестики, для усвоения этого элемента, возможно, потребуется не один день. Самым лучшим вариантом будет постепенное рисование вертикальных и горизонтальных палочек в один ряд, т. е. вертикальная палочка, а рядом с ней горизонтальная и так до конца листа. Затем можно попробовать соединить две палочки в один элемент. На первых порах такое задание должен сделать взрослый, а затем уже предложить нарисовать малышу. Очень важно, чтобы и горизонтальная, и вертикальная палочки были одинаковой длины и ширины.

Дужка. Этот элемент является самым необычным из всех имеющихся. Ведь это уже не простая палочка или галочка, это самая настоящая фигура, посредством которой можно изобразить волны на воде, горы и другие выпуклости. Для ребенка дужка – это еще один интереснейший графический элемент, который дает возможность вовсю проявить свою фантазию во время рисования. Конечно, сразу у ребенка не получится нарисовать идеально красивую дужку, но и художники же не сразу начинали рисовать свои шедевры!

Точка. Считается самым «скромным» графическим элементом в рисовании. Хотя эта скромность перекрывается достаточной сложностью, ведь так тяжело заставить карандаш замереть, но в тоже время быть подвижным! Поэтому у ребенка, прежде чем начать рисовать точки, должны быть отлично развиты навыки очень четких  микродвижений. Ведь сначала ребенок должен просто коснуться кончиком карандаша бумаги, а затем начать крутить его вокруг своей оси, практически на одном месте. Но и это еще не все. Здесь важно еще и правильно оторвать карандаш от листа бумаги в тот момент, когда точка будет нарисована. Отрывать кончик следует быстро, но не слишком резко, чтобы точка не превратилась нечаянно в запятую или штришок.

Изучая такие графические элементы, как точка, дужка, палочка, галочка и другие, ребенок познает мир в совершенно другом формате, нежели раньше. Теперь малыш будет четко понимать, что, соединив несколько элементов, можно нарисовать очень красивые изображения, выражать на бумаге свои мысли и фантазии, свои желания и мечты. Теперь малышу будет несложно нарисовать открытку бабушке на день рождения, изобразить на листе бумаги всю свою семью.

Ведь теперь он юный художник, и может этим гордиться!

 

Упражнения для глаз

Эти упражнения дают возможность гла­зу справиться со значительной зрительной нагрузкой, с которой ребенок столкнется в школе. Натренированные мышцы глаза убе­регут глаза ребенка от понижения остро­ты зрения при чрезмерной нагрузке.

Тренировочные упражнения необходимы ребенку, пользующемуся очками, так как привязанность к очкам приводит к вялос­ти глазных мышц.

Все упражнения могут выполняться деть­ми вне зависимости от диагноза.

Не рекомендуется выполнять упражнения детям, перенесшим глазные операции.

Советуем периодически чередовать ком­плексы через 1—2 недели.

Комплекс для снятия утомления и расслабления глазных мышц

1. Исходная поза (и.п.) — стоя: 1. Исходная поза (и.п.) — стоя:

а) смотреть прямо перед собой 2—3 сек.;

б) поставить указательный палец на рас­стоянии 25—30 см от глаза, перевести
взгляд на кончик пальца и смотреть 3-5 секунд, опустить руку, повторить 4-5 раз.

2. И.п. — стоя, ноги на ширине плеч:

а) опустить голову, смотреть на носок ле­вой ноги;

б) поднять голову, посмотреть на правый верхний угол комнаты;

в) опустить голову, смотреть на носок пра­вой ноги;

г) Поднять  голому, посмотреть на левый верхний угол комнаты. Повторить 3—4 раза.

3. И.п. — стоя у окна (без очков):

а)  посмотреть на вершины деревьев перед окном;

б) перевести взгляд и назвать любой пред­мет на земле;

в) посмотреть на облака или летящую птицу;

г)  назвать транспорт, стоящий или проез­жающий по дороге.

Повторить 2 раза.

Комплекс для снятия статического напряжения с мышц глаза и улучшения кровообращения

1. И.п. — сидя. Закрыть глаза и широко от­крыть глаза с интервалом в 30 сек. (5—6 раз подряд).

2. И.п. — сидя. Посмотреть вверх, вниз, впра­во, влево, не поворачивая головы (3—4 раза).

3. И.п. — сидя. Вращение глазами по кругу по 2—3 сек. (3—4 раза).

4. И.п. — сидя. Быстрое моргание в течение 1—2 мин.

И.п. — стоя перед окном: смотреть вдаль 3—4 мин.

Комплекс для снятия статического напряжения с мышц глаза и улучшения кровообращения

5. И.п. — сидя. Закрыть глаза и широко от­крыть глаза с интервалом в 30 сек. (5—6 раз подряд).

6. И.п. — сидя. Посмотреть вверх, вниз, впра­во, влево, не поворачивая головы (3—4 раза).

7. И.п. — сидя. Вращение глазами по кругу по 2—3 сек. (3—4 раза).

8. И.п. — сидя. Быстрое моргание в течение 1—2 мин.

9. И.п. — стоя перед окном: смотреть вдаль 3—4 мин.

Комплекс для улучшения упругости век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости

1. И.п. — сидя на полу:

а)  ноги согнуть в коленях, руки в упоре сзади;

б)  повернуть голову назад и увидеть пред­меты, расположенные в середине.

Повторить 2 раза.

2. И.п. — сидя:

а) «Спрячь глазки» (зажмуриться);

б) «У кого глазки больше» (широко открыть);

в) «Угадай фигуру».

3. И.п. – сидя в удобной позе. Следить глазами за игрушкой или предметом, не поворачивая голову;

а) нарисовать глазами  геометрические фигуры;

б) взглядом рисовать цифры, буквы.

Комплекс для улучшения координации движения глаз и головы и развития сложных движений

1.

а) Поднять глаза вверх;

б)  опустить глаза;

в)  посмотреть в правую сторону;

г)  посмотреть в левую сторону.
Повторить 3—4 раза.

2. а) Поднять глаза вверх;

б) сделать ими круговое вращение по ча­совой стрелке;

в) круговое движение  против  часовой
стрелки.

Повторить 2—3 раза.

3. И.п. — стоя, ноги на ширине плеч:

а) посмотреть на носок левой ноги;

б)  поднять голову, посмотреть на лампочку
на потолке;

в) посмотреть на носок правой ноги;

г) посмотреть на лампочку. Повторить 2—3 раза

Комплекс для улучшения циркуляции внутриглазной жидкости и улучшения координации глазных мышц в горизонтальной плоскости

1. И.п. — сидя:

а) тремя пальцами каждой руки легко на­жать на верхнее веко соответствующего
глаза и подержать 1—2 сек.;

б) снять пальцы.                               \
Повторить 3—5 раз.

2. И.п. — сидя:

а) вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальцев вытянутой руки, расположенной пальцев вытянутой руки, расположенной по средней линии лица;

б) медленно приближать пальцы, не сводя с них взгляда. Повторить 3—4 раза. 3. И.п. — стоя, голова неподвижна:

а) отвести полусогнутую правую руку с иг­рушкой в сторону;

б) медленно передвигать игрушку справа
налево и следить за ней глазами;

в) повторить в обратную сторону.

Повторить 4—5 раз.

Комплекс для тренировки мышц глаз и восстановления кровообращения в области мышц глаза

1.  И.и, - стоя, руки с мячом внизу:

а) поднять мяч перед глазами, широко от­крыть  глаза, посмотреть на мяч; о) опустить мяч;

и) поднять мяч перед глазами, прищурить глаза посмотреть на МЯЧ;

г) опустить мяч.

2. И.п. — стоя, руки С мячом вытянуты вперед: качание рук влево, вправо, следя гла­зами за мячом (5—6 раз).

3. И.п. — стоя, руки с мячом внизу:

а) медленное круговое вращение в правую
сторону;

б) вращение в левую сторону

Массаж глазпрекрасное упражнение для восстановления зрения и профилактики забо­леваний глаз.

Массаж усиливает кровообращение, улучша­ет обмен веществ в тканях глаз и в окружаю­щих их тканях, укрепляет мускулатуру глаз.

Снять напряжение с глазных мышц позволя­ют упражнения, делающие мышцы глаза мяг­кими и гибкими. В результате глаза будут дви­гаться свободно и возвращение к нормально­му зрению пойдет быстрее.

  1. Тремя пальцами круговыми движениями массировать лоб от переносицы к вискам. Перед массажем и после него — поглаживание лба (2—3 раза).
  2. Тремя пальцами надавливать на бро­ви, продвигая пальцы от переноси­цы к вискам (3—5 раз).
  3. Большими и указательными пальцами захва­тить брови и, слегка оттянув, сжать между пальцами и отпустить. Начинать щипковые движения около переносицы, продвигаясь к вискам (3—5 раз).
  4. Помассировать виски круговыми движения­ми двумя пальцами (указательным и средним) в одну и другую стороны по 9 раз.
  5. Надавливая тремя пальцами на верхний край скулы, пройти по нему от переносицы к вис­кам (3—5 раз).
  6. То же самое по нижнему краю скулы от вис­ков к переносице (3—5 раз). Не надавливать на глазные яблоки!
  7. Средними пальцами надавить на боковые поверхности скулы (5—6 раз).
  8. Круговыми движениями помассировать точ­ки у внутреннего края глаз около переноси­цы по 7 раз в обе стороны.
  9. Тремя пальцами массировать козелки обо­их ушей по 9 раз в одну и другую сторону.
  10. Сложить указательный и средний пальцы «вилкой» и хорошо растереть ими кожу спе­реди и за ушами.
  11. 2Тщательно размять мочки ушей большим и указательным пальцами, размять края уш­ных раковин снизу доверху.
 

С самого начала

С самого начала, когда ребенок садится рисовать, необходимо приучать его сидеть правильно: прямо, не наклоняясь над столом слишком сильно, рисовать правой рукой, левой придерживать лист бумаги. Вначале малышу недостаточно одних словесных указаний («сядь прямо»), он еще не умеет контролировать свои действия. Ему необходимо помочь правильно сесть, положить правильно руки (обе руки до локтя опираются на стол). Мышцы ребенка еще очень слабы, особенно разгибатели, поэтому очень скоро он начнет склоняться ниже над столом, может опустить руки, забудет придерживать листок, и снова нужно поправить позу.

Делать это надо мягко, не раздражаясь. Обычно для большинства детей на последующих занятиях достаточно одного словесного напоминания. Если же ребенок не может сесть правильно и после напоминания, надо поправить ему спинку и руки. Если этого не делать, у него может закрепиться привычка сидеть неправильно.

Причиной усталости и неправильной позы может служить также долгое сидение детей в одном положении. Поэтому важно следить за разнообразием их деятельности. Не нужно затягивать рисование больше, чем на 15—20 минут. Даже если ребенок очень увлечен, он утомляется от однообразия действий, от необходимости сидеть в одинаковой позе. Нужно отвлечь малыша, предложить ему что-то посмотреть, подойти к окну или к игрушкам. После небольшого перерыва он вновь может вернуться к рисованию. Иногда можно рисовать и стоя, и в этом случае надо следить, чтобы малыш не искривлял спинку, не наклонялся низко к листу.

Если кто-либо из близких умеет мастерить, он может сделать небольшой мольберт, за которым маленький ребенок может рисовать стоя. Рисовать за мольбертом удобно, весь лист бумаги находится перед глазами, изображения хорошо видны, можно стоять прямо, не наклоняясь. Мольберт не следует использовать для детей моложе 2,5—3 лет. В этом возрасте давать детям лучше не альбомы, а отдельные листочки. Малышу на них рисовать удобнее.

Очень важно с первых занятий научить ребенка правильно брать фломастер, кисть, карандаш: тремя пальцами, большим и средним, придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать им. Надо следить, чтобы малыш не слишком сильно сжимал карандаш пальцами, так как это приводит к перенапряжению руки, скованности движений, слабые пальцы ребенка могут не удержать карандаш, и он выпадет из рук. Поэтому во время занятия малыша надо следить за тем, как ребенок держит карандаш, кисть, фломастер и действует ими. Этот навык вырабатывается и закрепляется очень медленно. Почему так происходит, что ребенок не может удержать кисть, карандаш в руке, часто роняет их и очень быстро снова захватывает всей ручкой? Дело в том, что он привык все предметы захватывать не пальцами, а в кулачок. Правильная хватка пальцами для него неудобна. Надо терпеливо перекладывать карандаш, приучая ребенка держать его тремя пальцами. Постепенно рука ребенка окрепнет, и правильная хватка закрепится. Если же не следить за этим, ребенок так и будет держать карандаш, кисть в кулачке, у него долго не сформируется правильный навык.

Кроме фломастеров, карандашей, красок, можно давать малышам для рисования дома и цветные восковые мелки, и пастель. Эти материалы мягки, дают приятную широкую фактурную линию. Они хорошо ложатся на бумагу, и ребенку нравится ими рисовать. Но давать их нужно тем детям, которые немного освоили рисование, умеют правильно держать фломастер, хорошо им пользуются.

Когда предлагают малышу для рисования мелки, пастель, следует предупреждать его, что цветные палочки очень хрупки, пользоваться ими нужно аккуратно, не нажимать сильно на бумагу. Палочки надо держать так же, как и карандаш, тремя пальцами, не близко к концу, которым рисуешь. Порисовав мелком, его надо уложить в коробку, на место, не класть на стол — он может упасть и сломаться. Мелки, пастель, карандаши — все, чем дети рисуют, нельзя бросать.

Наряду с рисованием на бумаге полезно ребенку разрешить рисовать палочкой на песке, на земле, мелом на грифельных досках, на асфальте. Все это тренирует руку и глаз детей, способствует развитию зрительного контроля за движением, укрепляет рисовальные движения, делает их более уверенными, смелыми. Такое рисование развивает и воображение ребенка: снова и снова он переживает виденное, пытается воплотить его в рисунке, и каждый раз это получается по-разному. Поэтому, когда есть возможность, нужно поощрять подобное занятие, приобрести коробочку цветных мелков, брать на прогулку слегка заостренную, не очень толстую палочку не менее 20 см длиной.

Конечно, малыш не умеет еще управлять своей рукой. Это умение вырабатывается лишь постепенно в процессе рисования. Он может выйти за пределы листа, провести линии по столу. Не надо на него сердиться. А чтобы ребенок не портил стол, можно подложить на это время клееночку или больший но размеру (чем лист для рисования) лист картона, напомнить ему, чтобы не размахивал рукой очень сильно, не выходил за пределы листа бумаги.

В этот период рисования детям можно давать обычную писчую бумагу, даже оберточную, только не мятую, аккуратно нарезанную. Бумага должна быть разной: прямоугольник, круг, полоса и т. п.

Для рисования карандашами давать лучше небольшие листочки. Тонкие карандашные линии будут теряться на большом листе. Если ребенок заполнит лист рисунком, можно предложить ему другой. Для рисования красками, фломастером, цветными восковыми мелками нужны листы побольше. Целесообразно подписывать дату выполнения рисунка. Это может оказаться полезным, если нужно проследить, как малыш овладевал рисованием. Нужно приучать детей аккуратно использовать бумагу: не мять ее, не рвать, а после рисования складывать в определенное место.

Начиная обучение рисованием, надо познакомить ребенка с тем, что в результате движений руки с карандашом по бумаге остаются линии и штрихи. «Вот, как получилось», «Вот, как нарисовал», — говорят малышу взрослые, и он сам начинает смотреть на то, что нарисовал. И совсем не важно, что разнообразные штрихи и линии еще не являются рисунком в полном смысле этого слова, но они очень важны для последующего овладения рисованием как средством изображения.

Увлекаясь новыми движениями карандашом (фломастером), малыш наносит все большее количество линий и штрихов, рука его крепнет, и движения становятся увереннее и разнообразнее. От этого и линии приобретают иной характер. Они закругляются, ломаются под углом, появляются зигзаги. Ребенок овладевает перекрещиванием линий. Однако чаще все это получается случайно. Не всякую линию он может по предложению взрослого повторить. Ему не всегда удается направить движение руки согласно определенной цели. В рисовании еще много нецеленаправленных движений, не связанных с получением определенного результата. Он не может сознательно в нужной точке остановиться, чтобы получить линию определенной длины, а рисует, как выйдет.

Благодаря неоднократному повторению одних и тех же движений ребенок упражняется в начертании тех или иных линий. При этом движения становятся более смелыми, быстрыми. Следы на бумаге начинают все больше привлекать ребенка. С возрастающим интересом он следит за движениями руки и получающимися на листе яркими линиями, обращает внимание на их конфигурацию. И вот наступает очень важный момент в развитии рисовальных движений и в умственном развитии ребенка: он начинает соотносить движение руки с характером получающихся штрихов, линий, понимать их зависимость друг от друга и пытается повторить то или иное движение, чтобы получить линию или штрих определенной конфигурации. Такие попытки нужно поощрять.

«Молодец, — говорят малышу, — еще такие же нарисуй». Это вдохновляет ребенка на повторение. Если же он отказывается повторить только что произведенное движение (а это может быть или потому, что малышу трудно, или он не уверен в успехе, или просто устал рисовать), не надо настаивать, чтобы не вызвать отрицательного отношения к рисованию. Но в следующий раз опять мягко предложить повторить то или иное изображение, линию. Со временем ребенок будет повторять начертания увереннее и охотнее.

Не следует спешить с приписыванием изобразительного содержания следам от карандаша, спрашивая: «Ты шарик нарисовал, да?» Или: «Это у тебя домик получился?» Ребенок может соглашаться, не видя в сочетании линий никакого сходства. А нужно учить детей всматриваться в получающиеся конфигурации и очертания и, опираясь на опыт знакомства с предметами и явлениями окружающего мира, искать сходство их с линиями и штрихами.

Поэтому полезно ставить перед ребенком такой вопрос: «Что ты нарисовал?» Или: «На что это похоже?» - не подсказывая ему ответ. Не беда, если ребенок промолчит или смущенно промолвит: «Не знаю». Такие вопросы заставят его задумываться над тем, что получилось. Постепенно он поймет, что можно что-то нарисовать, и сам будет искать сходство линий и очертаний с предметами реального мира. Так появится потребность что-то изобразить. И если взрослые не увидят в рисунке то, что называет ребенок, не нужно огорчать его отрицанием: «Какой же это домик, на домик не похоже!»

Не следует также думать, что такое название непохожих очертаний может привести к привычке выдумывать, говорить неправду. В данном случае ребенок ничего не сочиняет. Бывает, что какая-то линия, деталь натолкнут ребенка на установление сходства. Гораздо полезнее согласиться с ребенком, похвалить его: «Какой хороший домик нарисовал».

Важным этапом в овладении изображением является переход ребенка к осознанному повторению получившихся штрихов и линий. Это повторение способствует развитию произвольных движений, преднамеренных действий, рисовальных движений руки. Такое повторение нужно поощрять, стимулировать. Ребенок провел линию еще, еще. «Что ты нарисовал?» — спрашивает взрослый. «Дорожки», — отвечает малыш. — «Нарисуй еще много дорожек, чтобы все могли ходить». Он охотно исчерчивает линиями весь лист, и с каждым разом движения руки становятся все свободнее и увереннее.

Иногда взрослые, желая ускорить изобразительный характер рисования ребенка, пытаются учить его, рисуя при нем те или иные предметы (часто сложные, недоступные для изображения). «Вот какой домик нарисовал, теперь ты нарисуй такой же». И чаще всего получается обратный эффект. Движения ребенка еще недостаточно развиты, изобразительный опыт невелик, он не может повторить даже самое простое изображение домика и отказывается рисовать: «Нет, я не хочу, лучше ты мне нарисуй». Такая поспешность может привести к тому, что ребенок долго сам не захочет рисовать. Он уже начинает понимать, что многого не умеет, во всяком случае, не умеет так, как взрослые, а поспешная их помощь убеждает его в этом, лишает уверенности в себе.

Нарисуй дождик. Взрослый рисует тучку на листе бумаги. Предлагает малышу пальчиками нарисовать дождинки. Для рисования  используйте пальчиковую гуашь (она легко смывается как с рук, так и с одежды).

Только что плакал –
Сквозь слёзы смеётся.
И на дворе у нас –
Дождик и солнце.
Если бы знал ты,
Малыш озорной,
Как ты похож
На дождик грибной.

 

Рисование в жизни детей

Особое место в жизни ребенка занимает рисование.

Рисование – вид изобразительной деятельности, которое способствует развитию эстетического восприятия – восприятие того, что красиво.

В детском саду ребенок знакомится с разнообразными видами изобразительного искусства: картинами, написанными красками, печатными репродукциями с картин.

Дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Нередко дети сами придумывают себе темы и сюжеты для рисунков, используя запас имеющихся у них представлений.

Под руководством воспитателя дети постоянно приобретают способность анализировать предмет, расчленено воспринимать каждую его часть, сравнивать предметы и их части по величине, форме, цвету и в то же время воспринимать предмет в целом.

Для создания образов в рисунке нужно не только развитие эстетического восприятия и чувств, но и формирование у детей ясных и полных представлений о предметах, которые они видели ранее, с которыми имели дело.

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения.

В рисунок ребенок не просто переносит то, что запомнил, у него возникает какие-то переживания в связи с этим предметом. Тематика рисунков может быть разнообразной. В детском саду используется в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разнообразными изобразительными возможностями.

Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и свойствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Воспитатель может познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками:

  • метод тычка
  • набрызг
  • оттиск поролоном
  • расчесывание краски
  • граттаж
  • рисование нитками и т.д.

Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение. Рисование (а тем более нетрадиционное) снимает отрицательные эмоции у детей.

Во время рисования происходит свободный творческий процесс, во время которого можно нарушать правила: а вот пальчиком да в краску.

В процессе непосредственной образовательной деятельности можно включить самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную щетку, ватную палочку, нитки и многое другое.

Нетрадиционное рисование способствует снятию детских страхов, обретению веры в сои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, а так же может подарить детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Обновлено 30.10.2012 20:47
 

Польза рисования

Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает — есть в жизни счастье…

Мы взрослые порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Поэтому перед тем, как ругать малыша, постарайтесь направить его творчество в нужное русло.

От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.

Помните, каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.

Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

От каракулей к картинам

Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования происходит в дошкольном возрасте. Это период доизобразительной деятельности. При этом действия малыша условно можно разделить на стадии:

1. Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает использовать карандаши и бумагу, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Появляются "головоноги". Стадия каракуль длится по-разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребенок ищет и осваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг. Самый известный тип каракулей — бесконечная спираль. Взрослые пытаются ее по-своему интерпретировать, говоря: "Это он рисует звук, движение…". На самом деле ребенок просто пытается вернуться в ту точку, с которой рука начала движение.

В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании. Так, в рисовании основной прием для первой младшей группы — показать, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием — пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью взрослого. Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: "туда — сюда", "сверху — вниз" и так далее. Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.

2. Вторая стадия доизобразительного периода — от 2-х до 3-х лет. Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром. В целом, рисование каракулей во второй стадии дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности. Стадия каракулей важна как раз тем, что ребенок овладевает движениями своей руки.

3. До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом. Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется информационно — рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем.

4. В 4 — 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

5. В 6 — 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

6. В возрасте 7-10 лет ребенок и создает самые интересные свои рисунки. Спонтанный рисунок сходит на нет или сменяется профессиональным.

Методы обучения

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности. В традиционной классификации такими методами считаются наглядные, словесные, практические.

В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. Она включает следующие методы обучения: · информативно — рецептивный, · репродуктивный, · исследовательский, · эвристический, · метод проблемного изложения материала.

В информационно — рецептивный метод включаются следующие приемы: рассматривание, наблюдение, экскурсия и прочее. Словесный метод включает в себя беседу, рассказ. Репродуктивный метод — это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работу на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой. Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно. Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую–либо часть, а всю работу. Метод проблемного изложения не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников. Он применим только лишь для старших школьников.

Как воспитать у детей интерес к рисованию

Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими: родителями, бабушкой, дедушкой, братьями и сестрами. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании... Он берет карандаш и на листе бумаги пытается показать увиденное. Когда ребенок поймет, что в рисунке можно передать то, что увидел, что понравилось, взволновало, рисунок станет средством отражения полученных впечатлений и выражения своего отношения к окружающему.

Интерес к рисованию у детей появляется рано. Видя, как дома родители, старшие дети действуют ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются водить ими по бумаге. У разных детей потребность взять в руку карандаш и «рисовать» возникает в разное время — от 1 года до 1,5 лет. Появлению интереса к рисованию часто способствует графическая деятельность взрослых. Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Но профессиональным художником становится лишь один из нескольких тысяч. «В таком случае, может быть, не стоит тратить время, бумагу, краски, карандаши?» — подумают взрослые? Нет, стоит! Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции). Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом.

Занятия рисованием способствуют и умственному развитию детей. Они узнают инструменты, которыми можно рисовать (фломастер, карандаши, кисть), их свойства, выделяют эти предметы как специфические для этого вида деятельности. На основе формирующихся представлений о предметах и явлениях окружающей жизни в штрихах, линиях, очертаниях стремятся передать изображения реальных предметов. Это требует таких мыслительных операций, как анализ, сравнение.

В процессе рисования складываются и простейшие обобщения. Так постепенно дети научаются одним каким-то способом передавать в рисунке разные предметы, сходные по направленности, по форме. Например, линиями ребенок может изображать дорожки, палочки, ниточки. А научившись замыкать линию в круг, при помощи этого движения он рисует шарики, мячик, солнышко и т. п. Занятия рисованием полезны детям по многим причинам.

Поэтому даже если сам малыш не проявляет интереса к рисованию, то после полутора лет надо направлять его внимание на рисование, и оно принесет ему радость. Для этого надо показать ему чистый лист бумаги, затем карандаш, поводить им по бумаге, не создавая пока никаких отчетливых изображений. Обратить его внимание на то, что получилось: «Вот как нарисовали! А теперь ты порисуй».

Маленькому ребенку целесообразнее давать для рисования не карандаши (они твердые и при малом нажиме слабой еще детской ручки оставляют едва видные штрихи и линии), а фломастеры, которые оставляют отчетливо видный, яркий след даже при легком касании бумаги. Это очень важно. Рисование фломастерами не вызывает напряжения руки, как это происходит при рисовании карандашами. Когда же рука малыша окрепнет, можно использовать и карандаши. Естественно, вначале у ребенка ничего не получается: рука его не слушается, карандаш часто выпадает из руки. И здесь на помощь должны прийти взрослые.

Вопрос, как учить маленьких детей, должен решаться осторожно. Ведь излишняя дидактизация, навязывание содержания рисунка, стремление во что бы то ни стало скорее получить отчетливое изображение, похожее на какой-то предмет внешнего мира, снижают интерес к рисованию, так как ребенок не может сделать то, что от него требуют взрослые. Не получим известной свободы действия с карандашами, которая так важна на первых норах развития рисовальных движений, малыш теряет к ней интерес; эта деятельность, приносящая радость, перестает его привлекать. Вот почему надо знать, как относиться к действиям ребенка, что в них поощрять, на что направлять внимание, в чем помогать.

Очень важно, чтобы взрослые были внимательны к желаниям малыша порисовать. Часто, из-за того что ребенок не может ничего изобразить, а лишь чиркает карандашом по бумаге, взрослые относятся к его действиям и рисункам снисходительно-насмешливо: «Что это ты нарисовал, каляку-маляку?» Ребенок начинает понимать и насмешливое отношение к его занятиям, и отрицательную оценку его результата: «нарисовать каляку-маляку», значит, ничего хорошего не нарисовать. И у него складывается мнение о рисовании как о пустом занятии.

Поэтому нужно всячески поддерживать интерес детей к действию карандашом и создавать хорошие условия для занятий, обеспечивая его всем необходимым. Если есть возможность, нужно в светлой части комнаты поставить стол и стул по росту ребенка, за которым он мог бы играть, рисовать. Если такой возможности нет, можно усаживать ребенка за большой стол, на высокий стул или подложить на обычный стул что-то твердое, чтобы ему было удобно сидеть и чтобы он хорошо видел свой рисунок.

 

Несколько советов о детском рисовании

Очень часто родителей бес­покоит вопрос, с какого возрас­та можно давать ребенку в руки карандаш и бумагу, чтобы он учился рисовать. Многих беспо­коит, как бы под родительским давлением вместо приобрете­ния полезных навыков ребенок не возненавидел это занятие.

Первые исследования: все в рот

Ребенок начинает интересовать­ся карандашами, красками и фло­мастерами, то есть всем, что пи­шет и рисует, еще до того, как ему исполнится один год. Для чего при­думаны эти предметы, малышей вовсе не занимает: им интересно исследовать их на ощупь, просто рассмотреть или попробовать на вкус. Поэтому, совсем маленькому ребенку  не рекомендуется  рисовать красками: обычно это заканчивается бурными слезами по по­воду того, что мама не разрешает брать краски в рот. И это естест­венно: рот остается одним из ос­новных способов исследования ок­ружающего мира как минимум до полутора-двух лет.

Только после года ребенку становится интересно наблюдать за  линиями, которые оставляет карандаш или ручка на бумаге. Беря их в руки и совершая несложные движения, дитя приходит в неопи­суемый восторг от полученного ре­зультата, стремится поделиться с вами своей радостью. Здесь воз­никнет одна проблема: малышу обязательно захочется рисовать на стенах, на полу или на мебели. В этом возрасте ребенку уже впол­не можно объяснить, что этого де­лать нельзя. И придется постоянно напоминать об этом правиле, так как не успеете вы даже отвернуть­ся, как малышу захочется разукра­сить своим творчеством не только обои, но и всю находящуюся в до­ме мебель

Краски или карандаш?

Лучше, если во время занятий с ребенком вы будете использовать различные материалы. Например, один день вы будете рисовать цветными карандашами, на следу­ющий можно порисовать цветными мелками во дворе, а следом — подсунуть вместо цветных каран­дашей простой, или шариковую, или гелевую ручку.

Фломастеры не рекомендуют по­купать детям до 5 лет, но можно познакомить малыша с ними и раньше, при условии, что они не станут преобладающим материа­лом рисования, а будут доступны лишь изредка. Лучше дать ребенку возможность рисовать красками.

Краски — это наиболее эффект­ный материал, который доставляет юному художнику максимум удо­вольствия. Лучше начинать с гуа­ши. Причем специалисты не сове­туют открывать все баночки с гу­ашью сразу, лучше всего давать ребёнку по одной краске. Когда ему надоест рисовать каким-то оп­ределенным цветом, надо тща­тельно промыть кисточку и открыть баночку с другим цветом, а преж­нюю убрать. Чтобы избежать слез по поводу смены кисточки, нужно иметь их в запасе не меньше двух. Уже после трех лет, когда ма­лыш овладеет навыками аккурат­ной работы, можно открывать все баночки сразу, предварительно на­учив ребенка мыть и вытирать кис­точку. Естественно, необходимо контролировать все его действия. И не сомневайтесь, как бы вы ни старались быть аккуратнее, все равно невозможно избежать каких-то клякс, пролитой баночки с водой или гуашью. В таком случае нельзя ругать ребенка, нужно спокойно вместе с ним убрать все послед­ствия до следующего раза

Рисуйте везде

Для рисования вовсе не обяза­тельно нужны бумага формата А4 и домашние условия. Когда вы оказываетесь с ребенком в очере­ди, например в больнице, то подой­дут и подручные средства. Это мо­жет быть обыкновенный блокнот и карандаш или шариковая ручка.

Также необязательно бумагу, на которой будет рисовать ребенок, располагать на столе. Ватман мож­но прикрепить к стене или двери либо положить его на пол. Очень хорошо, если у вас есть возмож­ность купить своему ребенку рези­новую школьную доску небольших размеров (иногда такие доски про­дают в комплекте с небольшой партой, за которой заниматься намного удобнее).

Можно использовать цветную бу­магу. Рисуя на цветной бумаге, ре­бенок с радостью обнаруживает, что белый карандаш, который он считал совершенно бесполезным, прекрас­но виден на черной, коричневой или темно-синей поверхности.

Учите правильно держать карандаш

Старайтесь сразу же приучать малыша правильно держать каран­даш или ручку - не кулаком, а пальцами. Некоторым детям это дается легко,  другие упорно зажимают карандаш в кулачок. Здесь нужно быть особенно терпеливым: по мнению многих психологов, от того, как ребенок держит каран­даш в детстве, зависит его почерк в более старшем возрасте. Так что не стоит ругать ребенка за непра­вильную постановку пальцев, од­нако необходимо каждый раз возв­ращать карандаш из кулачка в прежнюю позицию.

Поначалу ребенок рисует нечто совершенно абстрактное, радуясь сочетанию цветных пятен и линий и параллельно изучая свойства ма­териала. После года это обычно размашистые, чаще всего закруг­ленные линии, овалы, спирали. И вот в какой-то момент, уже где-то в три года, малыш начинает искать в своем рисунке реальные образы.

Как правило, ребенок двух лет не знает заранее, что он хочет на­рисовать, а ищет знакомые черты в готовом рисунке. Это подобно угадыванию реальных предметов в силуэтах облаков. Иногда ма­лыш называет рисунки сам, иног­да просит маму определить, что же это он нарисовал. Постепенно техника совершенствуется, и ре­бенок уже настолько владеет ли­нией, что может вести ее в желае­мом направлении. Он начинает соотносить задуманный образ с тем, как происходит его воплоще­ние на бумаге.

Излюбленным предметом изоб­ражения в этот период становятся люди, прежде всего близкие, и сам малыш.

Нередко дети рисуют животных, которые почти ничем не отличают­ся от людей: у них такое же лицо, глаза, нос, рот.

О глазах пойдет разговор от­дельно. Как известно, глаза — это зеркало души, и дети не могут не замечать, что глаза явля­ются главным в человеке. Встре­чая человека, говоря с ним, мы постоянно смотрим ему в глаза, которыми можно выразить свои эмо­ции намного лучше, чем словами. Поэтому глаза на детских рисунках огромны, а другим элементам лица и тела отводится второстепенная роль. О руках и ногах автор может вовсе забыть, туловище чаще все­го игнорируется, зато голова — большая, и на ней огромные глаза.

Точка, точка, запятая...

Уже к 4 годам ребенок соверше­нствует свою технику: на рисунках появляются все более пропорцио­нальные образы, появляются бо­лее четкие детали, и изображение становится намного реалистичней.

Очень полезно иногда рисовать вместе с ребенком. Этим вы буде­те стимулировать его интерес к творчеству, так как детям намно­го интереснее наблюдать за твор­чеством взрослых, чем рисовать самим.

Крайне ценно как можно дольше сохранить нетронутым творческое начало ребенка. Для этого нужно больше внимания заострять на де­талях, рассказывая и объясняя, как устроены цветы, деревья, дома и все, что нас окружает. Рассмотри­те вместе с ребенком цветок, обра­тите внимание, что у него есть се рединка и лепестки, стебелек, лис­точки. А придя домой, попросите малыша нарисовать цветок по па­мяти. Также можно попросить ма­лыша нарисовать какой-нибудь предмет с натуры.

Никогда не ругайте ребенка за неудачный рисунок. Ни в коем слу­чае нельзя говорить, что он рисует хуже всех в группе или хуже, чем его друг или подружка. Способнос­ти у всех разные, и раскрываются они по-разному, поэтому един­ственное, чего вы добьетесь по­добными укорами, — потеря инте­реса к рисованию.  Малыши очень любят раскраши­вать нарисованный предмет. Для этого и придуманы детские раск­раски. Еще лучше, если такую раскраску вы придумаете сами и нарисуете его любимую игрушку, например медвежонка или куклу. Малышу будет очень интересно раскрасить нарисованный ему зна­комый предмет.

В общем, чем больше фантазии, тем больше вашему ребенку пон­равится рисовать. И неважно, что он не блещет способностями и не станет великим художником. Пом­ните, чем больше ваш ребенок развивается с малых лет, тем больше в нем закладывается твор­ческого потенциала для взрослой жизни.

 

 
© CopyRight МБДОУ Детский сад № 10 город Зима, 2012-2017, создание сайта: «Меридиан»