665383, Российская Федерация, Иркутская область, город Зима, улица Куйбышева, 79 «А»,
тел. (839554) 3 65 53,
e-mail: mdoy-10@mail.ru

Система Orphus

Официальный сайт 
Министерства образования и науки Российской Федерации:
minobr_gerb.png (52×57)

Федеральный портал "Российское образование":
logo.jpg (316×109)

 

Консультации психолога

Адаптация дошкольников к условиям детского сада

Обновлено 20.04.2016 21:15
 

Игры на развитие воображения, внимания и мышления

Игры на развитие воображения

«Какая бывает собака?»

Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая я у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д.

«Нарисуй по описанию»

Вы читаете следующий текст: «Стоял белый дом. Крыша у него треугольная. Большое окно красное, а маленькое желтое. Дверь коричневая. Текст нужно прочитать еще раз в медленном темпе, по одному предложению. Дети в это время с закрытыми глазами должны представить себе этот дом, а потом нарисовать его.

Игры на развитие внимания

«Что изменилось?»

Поставьте перед ребенком 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

«Найди отличия».

Покажите ребенку два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого. «Найди одинаковые». На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.

«Ухо-нос».

По команде «Ухо» ребенок должен схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ним действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.

«Карлики и великаны».

Аналогичная игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.

«Замри».

По сигналу ребенок должен замереть в той же позе, в которой был в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон или он выбывает из игры.

«Повторяй за мной».

Под любую считалку (например: «Сантики-фан-тики-лимпопо») вы ритмично выполняете простые движения,  например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. ребенок. повторяет движения за вами. Неожиданно для него вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение,  выбывает из игры.

«Съедобное - несъедобное».

Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.

Игры на развитие логического мышления

«Логическое лото»

Играть можно так же, как обычно играют в лото. Дети размещают карточки на своей карте-таблице.

«Четвертый лишний».

Необходимо закрыть белой карточкой то изображение, которое не подходит к остальным

 

Ребята и зверята

В жизни каждого родителя наступает момент, когда его малыш обращается с просьбой о покупке домашнего животного, обычно кошки или собаки. И тут часто приходят на ум сотни отговорок: де­нег нет, у бабушки аллергия на шерсть, некому ухаживать и т. п. Подождите, остановитесь на мгновение! Сейчас у вас появляется великолепная возможность положительно повлиять на развитие душевных качеств вашего ребенка. Ухаживая за домашним питомцем, ваш малыш учится самокон­тролю, у него развивается произвольность. В от­личие от игрушек настоящее животное сразу даст ребенку понять, что он делает что-то не так, при­чиняет боль или неудобство. Именно в домашних животных можно найти образец бескорыстной дружбы и преданности. Именно они дают ребенку возможность научиться отстаивать свою свободу и не нарушать чужое пространство без его разреше­ния. Животные учат нас быть уверенными в себе, знать себе цену.

Если мы вас хоть немного убедили в необходи­мости покупки домашнего животного - замеча­тельно!

Следующий шаг - выбор домашнего любимца. Как давно подметили ученые, люди не случайно отдают предпочтение или кошкам, или собакам.

Выбор часто зависит от типа темперамента чело­века, его характерологических особенностей, по­требностей и проблем. Кошки чаще помогают компенсировать человеку потребность в телесном контакте, в спокойствии, в независимости. Собака же - это воплощение живого эмоционального кон­такта, коммуникабельности, замечательный при­мер самоконтроля. Поэтому, прежде чем присту­пить к воплощению мечты вашего ребенка в жизнь, задумайтесь над его проблемами и потребностями. Обычно дети сами интуитивно чувствуют, что им надо.

Чтобы лучше понять своего малыша и себя, можно подробно ответить на вопросы анкеты, пред­лагаемой Н. Л. Кряжевой, признанного професси­онала в области анималотерапии1.

1. Какие домашние животные были у вас дома в детстве?

2. Часто ли вы заводили в доме новых жи­вотных?

3. Кто выступал инициатором появления жи­вотных в доме?

4. Если бы у вас был бы выбор и возможность держать домашнее животное без материальных и временных ограничений, то какое животное вы бы предпочли: собаку, кошку, рыбок, птиц, экзоти­ческих животных, никого?

5. Общение с кем вы предпочитаете в большей степени: с животным, с человеком?

6. Когда в фильмах вы видите кровавые сцены, кому вы больше сопереживаете?

7. Какое событие вам тяжелее пережить:

а) потерю большой суммы денег;

б) смерть домашнего любимца;

в) размолвку с другом?

8. Если бы вы очень сильно нуждались в деньгах вы бы предпочли продать:

а) единственное праздничное платье или костюм;

б) домашнее животное?

9. Вы бы наказали вашего ребенка, если бы увидели, что он:

а) отрывает мухе лапки;

б) дергает кошку за хвост;

в) испачкал только что надетую одежду;

г) кидается камнями в собаку?

10. Если ваш ребенок просит вас купить домашнее животное:

а) куплю то, что просит он;

б) куплю то, что нравится мне;

в) поговорю с ребенком, попытаюсь найти компромисс;

г) пообещаю в надежде, что он забудет.

11. В домашнем животном вы видите:

а) источник доходов;

б) искреннего и преданного друга;

в) источник расходов;

г) не вижу в них смысла вообще.

12. Какого пола животное вы выберете:

  • мужского;
  • женского.

Представьте, что волшебник превратил ваше домашнее животное в человека. Кем оно станет:

а) другом (подругой);

б) ребенком;

в) родителем;

г) мужем (женой).

Если вы искренне отвечали на вопросы анкеты, то у вас получится маленькое сочинение. Она по­может вам понять самого себя, свои желания и ожидания, а также то, чего хочет ваш ребенок, каковы ваши взаимоотношения с ним и с другими близкими. А знание проблемы — это уже наполо­вину готовое решение.

Обновлено 29.10.2012 15:45
 

«Изящные» выражения в детском лексиконе

С расширением круга общения, с поступлением в детский сад, посещением разнообразных круж­ков ребенок начинает приобретать много нового. И не всегда это новое — хорошее. Один из таких далеко не радостных моментов — бранные слова. Услышав от своего ребенка такое «новшество», взрослые часто теряются и не знают, как себя вес­ти в таких ситуациях. Оправившись от шока, ро­дители выбирают один из следующих вариантов.

Вариант 1. Ругаем

«Ив кого только он пошел?..» — удивляются часто родители. Чтобы понять это, нужно просто понаблюдать за своими манерами, своим стилем поведения. Ведь часто случается так, что, не заме­чая своих особенностей поведения, мы отслеживаем их в поведении своих детей. Задумайтесь, явля­ется ли характерной для вас несдержанность, аг­рессивность, излишняя эмоциональность? В этом случае действуйте по принципу «начни с себя».

Вариант 2. Оставляем без внимания («Ниче­го не произошло!»)

Оправдываясь тем, что на таких словах не сле­дует акцентировать внимание, что ребенок сам их забудет, родители отчасти правы. Но какая гаран­тия того, что, однажды забыв эти выражения, ре­бенок не вспомнит их в самый неподходящий мо­мент?.. Также взрослым надо помнить, что логика детей отличается от логики взрослых. Поразмыс­лив, малыш, скорее всего, придет к выводу, что если вы никак не реагируете на эти слова, то так оно и должно быть.

Вариант 3. Запугиваем («Будешь ругаться - язык отрежут!»)

Очень эффективный способ, особенно при необ­ходимости немедленного воздействия. Но имеет два очень больших минуса. Во-первых, с возрастом все труднее будет найти действенный персонаж запу­гивания, а во-вторых, в случае ненормированного использования этот метод может спровоцировать появление и развитие невротических состояний. Особенно «популярны» у родителей медицинские процедуры: уколы, хирургические операции и т. д. В этом случае не стоит удивляться тому, что при очередном посещении медицинского кабинета у ребенка начнется истерика.

Вариант 4. Объясняем

Самый эффективный, но самый трудный способ, так как требует больших усилий и четкой последо­вательной тактики. Столкнувшись с тем, что ваш ребенок включает в свою речь нецензурную лекси­ку, сразу объясните малышу твердым тоном, что данные выражения используются или хулиганами, или глупыми маленькими детьми; ни тех, ни дру­гих в приличные места не пускают. Дайте ребенку возможность сделать свой выбор!

Одна из причин, по которой дети начинают ру­гаться, — это желание привлечь к себе внимание. Получив в свой арсенал хороший способ шокиро­вания взрослых, а тем самым возможность попасть в центр внимания, ребенок будет пускать его в ход все чаще и чаще. Во-первых, постарайтесь найти приемлемый способ самоутверждения для ребен­ка. Во-вторых, сразу давайте «обратную связь» — спокойно, но твердо отрицательно. Необходимо по­казать малышу, что у окружающих пропадает вся­кое желание общаться с ним, когда он кричит и ругается. Тем самым вы сможете позаботиться о психогигиене и душевном покое как вашем, так и вашего ребенка. Будьте здоровы!

 

Игрушка в жизни ребенка

Давайте вспомним наше детство... Что прихо­дит сразу? Конечно, мамины теплые руки, и... лю­бимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т. д. — у каждого свое). Именно с игрушками у большин­ства людей ассоциируется детство. Но, кроме лич­ной ценности для каждого из нас, игрушка обла­дает ценностью общечеловеческой, так как пред­ставляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и более веселого одновременно. Поэтому относиться к выбору иг­рушек, по крайней мере, взрослым, нужно очень серьезно.

Итак, начнем с самых маленьких. В первые дни и месяцы своей жизни возможность познания ре­бенком окружающего мира ограничена. Весь мир для малыша заключается в маме, ее улыбке. И через общение с ней ребенок знакомится с первы­ми предметами и игрушками. В этот период ма­лышу необходимы всевозможные кольца из рези­ны, погремушки, подвески. Они должны быть яр­кими и находиться в поле зрения ребенка, так как

игрушка должна привлекать внимание ребенка. Чуть позже, с развитием хватания, малыш дол­жен иметь возможность действовать с предметом: стучать им, кидать его. Хорошо, если игрушка будет звучащей. В 6—9 месяцев можно добавить так называемые игрушки-вкладыши, которые по­зволяют ребенку развиваться интеллектуально. Постепенно в предметный мир малыша можно вво­дить животных и пупсов из резины. У них долж­ны быть крупные составные части и хорошо про­рисованные детали лица. В 9-12 месяцев можно порадовать ребенка заводными игрушками-заба­вами: клюющими курочками, барабанящими зай­цами. В 10-12 месяцев ребенку уже нужны пи­рамидки из 3-5 колец и кубики. Многих родите­лей настораживает то, что в этот период ребенок буквально все тянет в рот. Не пугайтесь: во-пер­вых, у малыша просто режутся зубки, а во-вто­рых, рот является для ребенка таким же сред­ством познания, как и руки, и глаза. Вам необхо­димо лишь помнить о гигиене игрушек.

В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш стано­вится более самостоятельным, у него появляется возможность самостоятельно передвигаться. Но ра­дость малышу — проблемы родителям! Чтобы ваши любимые вазы, сервизы и книги и дальше продолжали служить вам — уберите их с глаз ре­бенка, не провоцируйте его на «подвиги». В этот период уже можно купить ребенку меховую игруш­ку, с которой он будет замечательно засыпать. А большая коробка и ваша помощь помогут малы­шу запомнить, что игрушки надо убирать.

К 3-м годам малыш начинает усваивать функ­циональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее четко усвоить, что на сту­ле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо расширить набор детских игрушек посудой и ме­белью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более легкой. Ребенок стремится жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игру­шечное отображение реальной жизни позволит ре­бенку легко освоиться далее в коллективе сверст­ников и полноценно развиваться как эмоциональ­но, так и интеллектуально.

К 3-м годам игрушки, живущие у ребенка, дол­жны увеличиться в размерах: большая кукла, боль­шая машина, большой игрушечный зверь. В на­бор игрушек необходимо включать и всевозмож­ные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребенку, как с ними действовать. Например, пирамидка с конусообразным стержнем не позволит ребенку хаотично нанизать колечки, он должен будет понять принцип сбора пирамид­ки. Или всем нам известные матрешки. Если хотя бы одну из них ребенок поместит неправильно — матрешки не будут неразлучными сестрами. Так­же в этот период нужно вводить в жизнь ребенка различные наетольно-печатные игры.

К 4-5-ти годам живейший интерес у ребенка начи­нают вызывать всевозможные наборы семей, солда­тиков, зверушек. Ребенок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом воз­расте ребенку начинают быть доступными все виды игрушек: и куклы, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельнос­ти, и различные технические игрушки. Игровые пред­почтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки — кукол и все, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото. К 6-ти годам у ребенка просы­пается интерес к моделированию, конструированию, т. е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками.

Все вышеперечисленные игрушки можно отнес­ти к так называемым «готовым формам», т. е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но су­ществует еще одна, не менее важная группа — пред­меты-заместители. Она включает в себя, с точ­ки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее — мусор. Но для ребенка это наиценней­ший материал для развития фантазии и творче­ства. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, ко­робочки, обрубки дощечек или палочек, кружоч­ки, обломки чего-нибудь и т. д.

Введение этих предметов целесообразно с 2—3-х лет, так как именно в этот период происходит раз­витие активной речи, а предметы-заместители ста­вят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отноше­нию к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счет введения воображаемой си­туации (это замечательное «как будто»)). Вы ска­жете: «Все это хорошо, но каждая из перечислен-

ных игрушек стоит денег и не каждая семья мо­жет себе их позволить!» Да, это, несомненно, так. Но важно запомнить правило: Игрушки надо вы­бирать, а не собирать! Естественно, вы не сможе­те не купить своему ребенку какие-то игрушки. Но при желании все игрушки можно сделать своими руками — и выглядеть для ребенка они будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в ма­газине. Включайте свою фантазию — и у вас все получится. Во-первых, папа из обрезков дерева может изготовить великолепную кукольную ме­бель; смастерить машинку, во-вторых, мама мо­жет пошить из остатков пряжи или ткани велико­лепную куклу и одежду для нее, в-третьих, лото и головоломки можно вырезать самим из газет и жур­налов. С одной стороны, это экономия бюджета, а с другой — хорошая возможность сплочения се­мьи. Хотелось бы остановиться еще на одном мо­менте — выборе игрушек.

Если вы хотите купить своему ребенку новую игрушку, руководствуйтесь 4-мя правилами. Иг­рушка должна быть:

  1. безопасной (просмотрите качество изготовле­ния, материал, из которого она сделана);
  2. эстетичной на вид;
  3. соответствующей возрасту;
  4. многофункциональной (чем больше действий ребенок сможет выполнить с игрушкой, тем луч­ше. Естественно, это правило не касается погрему­шек для малышей).

В заключение необходимо напомнить вам, доро­гие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!

 

 
© CopyRight МБДОУ Детский сад № 10 город Зима, 2012-2017, создание сайта: «Меридиан»