665383, Российская Федерация, Иркутская область, город Зима, улица Куйбышева, 79 «А»,
тел. (839554) 3 65 53,
e-mail: mdoy-10@mail.ru

Система Orphus

Официальный сайт 
Министерства образования и науки Российской Федерации:
minobr_gerb.png (52×57)

Федеральный портал "Российское образование":
logo.jpg (316×109)

 

Личная страничка учителя - логопеда Тимофеевой Марины Иосифовны

...

«Приобщение дошкольника к книге»

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, придумывать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам.

Но как бы далеко не шагнул прогресс, все конечно начинается с родителей, которые каждый вечер перед сном читают своим мальчикам и девочкам обычные бумажные книги для детей, в твердом переплете, с яркими картинками и большими буквами. Именно эти часы, проведенные с мамой или папой за чтением сказок, прививают малышам любовь к чтению, учат фантазировать, представлять образы героев и рисовать в своем сознании целые красочные картины.

Малыш растет, а это значит, ребенку необходимы новые впечатления и разнообразная  информация  для дальнейшего правильного  умственного  и психического    развития.   Новые знания дети получают от окружающих их людей,  а также из книг.   С самого  раннего возраста   нужно читать как можно больше книг.

Очень важно, чтобы  ребенок  полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку  Ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память. Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию.

 

Рекомендации по приобретению литературы:

1. Дети 3 лет любят книги с крупными картинками, любят их
рассматривать. Тут на помощь приходят русские народные сказки: «Репка», «Курочка -Ряба» «Колобок»,   «Теремок».

Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ, чем чтение. Поэтому рассказывайте ему сказки своими словами и одновременно рассматривайте картинки к книжке.

На третьем году жизни словарный запас быстро увеличивается, и ребенку можно уже читать стихотворения. Познакомьте с творчеством   А. Барто, З. Александровой.

2. У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет
развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок.  Приступайте к заучиванию стихотворений.

В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского.

3. Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Николая Носова.

Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.

 

Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться.

Советы для родителей:
• Чаще говорите о ценности книги;
• Воспитывайте бережное отношение к книге

• Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
• Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
• Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
• Чаще устраивайте семейные чтения.

Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой и необходимостью!

Зачем и как учить стихи

В детском возрасте заучивание стихов наизусть является важным воспитательным моментом. Стихи совершенно справедливо считаются вершиной прозы. Их мелодичность, напевность, прекрасно воспринимают дети любого возраста.

Стихи развивают дикцию, темп, ритм, тембр,интонацию речи.

И поэтому малыши очень внимательно, с нескрываемым удовольствием слушают стихи – рифмованные строки гораздо более приятны и легче усваиваются. Недаром многие знаменитые детские авторы писали и пишут сказки и рассказы для детей в стихах.

Монотонность прозы быстро утомляет    детей, особенно  малышей.

Стихи, напротив, вызывают         интерес и быстро запоминаются. У детей великолепнаяпамять, и именнозапоминание стихов дается им лучше всего.

Заучивание стихов наизусть — лучший способ
развить память, слуховое внимание, а следовательно, и способность ребенка к обучению, в целом.

Ни для кого не секрет, что, имея хорошую 
память, дети намного лучше усваивают материал в 
школе.

Однако не все стихи подходят для занятия с ребенком, да и учить их нужно, придерживаясь определенных правил. В противном случае ваше благое начинание может перерасти в повод для капризов и обид.

 

Поэты детства

В первую очередь надо определить, с каких стихов можно начинать знакомить малыша споэзией. Здесь все достаточно просто. В детской литературе имеются прекрасные образцы стихов для чтения с детьми, начиная с самого маленькоговозраста.

Прежде всего, это изумительные произведения Агнии Барто. Короткие четверостишия Агнии Барто, наверное, каждый из нас пронес через всю жизнь. «Наша Таня громко плачет...», «Идет бычок качается...», «Зайку бросила хозяйка...» и многие другие. Прекрасно воспринимаются малышами гениальные стихи маэстро детской поэзии Корнея Чуковского - «Мойдодыр», «Доктор Айболит», и другие. А как не вспомнить вечного и абсолютного детского автора - Самуила Маршака? В его стихах для детей чувствуется совершенно особая любовь ко всем маленьким жителям планеты. Причем у этих же авторов вы найдете стихи, не только для самых маленьких, но и для детей постарше, для 5-6 летних стихи становятся более глубокими и не такими короткими, как раньше. СказкиАлександра Пушкина — это великолепнейшие образцы сочетания народного творчества и самобытного таланта великого русского поэта.

Но это только мэтры детской поэзии, а ведь существует еще и множество произведений других поэтов. Словом, выбор велик. Важно лишь, чтобы стихи учили добру и любви, а произведение соответствовало возрасту ребенка: чем младше малыш, тем проще и незатейливее должны быть стихи.

Стихам все возрасты покорны

Начинать читать стихи своему ребенку нужно как можно раньше. Уже в колыбели малыш с удовольствием слушает мелодичные рифмованные напевы, а для 4 — 5 летних детей нужно читать слишком длинные сказки не за один раз, а в разбивку, скажем, утром-вечером или только по вечерам. Длительное повествование. Пусть даже и в стихотворной форме, слишком утомляет ребенка. Старайтесь не затягивать чтение в этом возрасте больше, чем на 5 — 7 минут. Если вы заметили рассеянное внимание, прекращайте чтение. При этом очень важно обратить внимание ребенка в тот момент произведения, на котором вы остановились. Возвращаясь на следующий день чтения именно с этого момента, уделите пару минут тому, чтобы малыш вспомнил прочитанное вами вчера и сумел связно пересказать сюжет, причем без вашей помощи. От такого чтения будет двойная польза: развитие долговременной памяти и связного высказывания.

Со временем, если вы правильно преподносили уроки поэзии, ваш ребенок с удовольствием будет слушать и пытаться учить достаточно объемныепроизведения.

Рифма – средство от капризов

Оказывается, от детских стихов может быть помощь в бытовой ситуации. Немногие родители знают, что любимые стихи — отличный способ моментально привлечь внимание ребенка.

В детском саду часто можно видеть такую картину - стоит воспитателю только начать фразу, как дети моментально хором ее подхватывают и дальше продолжают уже самостоятельно.

Таким интересным методом воспитания может воспользоваться и сообразительная мамочка. Для этого несколько дней подряд, по вечерам, читайте малышу какую-нибудь незатейливую, но интересную сказку. Ребенок быстро запоминает текст, а читая сказку на протяжении нескольких вечеров, вы способствуете лучшему запоминанию. Дети быстро переключаются с негативных ситуаций, если их заинтересовало что-то более значимое. Только в описанной ситуации важно, чтобы читая малышу стихи, вы делали это увлеченно, с максимальной заинтересованностью и. конечно же, с выражением.

Тренируем память

Поговорим о том, какие практические упражнения вы можете провести с малышом, чтобы он без труда запоминал материал, часто используемый в школьной программе. Эти упражнения применяются для развития памяти 5 — 7 летних детей.

Предлагаемая техника запоминания основана на том, что любой текст можно представить мысленными образами. Например:

В огороде чучело

Шляпу нахлобучило

Рукавами машет

И как будто плачет!

Это чучело — оно

Сторожить поставлено,

Чтобы птицы не летали

Чтоб горошек не клевали.

Шляпу нахлобучило,

Синий шарф на палке -

Пусть боятся галки!

(И. Михалков)

Малышу гораздо будет легче выучить стихотворение, если он последует таким советам - «Прочитай (или послушай) внимательно первую строчку стихотворения. Закрой глаза и попробуйпредставить себе все, что в ней описано. Постарайся нарисовать картинку яркой, почувствовать, как ты к ней относишься - нравится тебе ее содержание или нет. Теперь переходим к следующей строчке. Послушай ее вслух и представь в своем воображении». Продолжать то же самое со всеми строчками.

Таким образом, в голове у ребенка возникают яркие и ясные картины образов, содержащихся в стихотворении.

 

Затем нужно прочесть всё стихотворение, вслух без остановки, и одновременно представлять себе созданных в воображении картинки. Теперь предложить ребенку вновь закрыть глаза и представить все, что запомнилось, описывая своими словами. Затем, вспоминая картинки, нужно попытаться вспомнить каждую строчку. Обязательно обратить внимание ребенка на ритм стихотворения, на рифмы. Сделайте все возможное, чтобы работа не была в тягость — ребенок должен получать от нее удовольствие. Подобным образомобсуждайте каждое стихотворение, которое вы разучиваете.

УЧИТЕ  ДЕТЕЙ  ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ

В  старшем  дошкольном  возрасте речь  детей  интенсивно  развивается.  Она  служит  источником  знаний  об  окружающем  мире,  средством  общения  и  взаимопонимания  людей.  В  связи  с  этим  важное значение приобретает  умение  детей  пользоваться  связной  речью.

Следует  помнить,  что  темпы  овладения  языком  у  детей  неодинаковы.  При  раннем  темпе  речевого развития   рассказывание  без специального обучения  появляется  в  4 – 5  лет. Дети  пересказывают  любимые  сказки и  самостоятельно  сочиняют  истории,  действуя  с игрушками.  Нормально,  если  в  7 лет  они  могут    самостоятельно рассказать   знакомую  сказку,  составить  рассказ по  картине.

У  дошкольников  постепенно  формируется  такая  форма    речи,  как  монолог. Она  возникает  вследствие  желания  детей  поделиться  своими  мыслями, чувствами,  знаниями  об  окружающем  мире.  В отличие  от  диалога,  монологическая  речь отличается  развернутостью,  потому  что  слушателей  необходимо  ввести  в обстоятельства  событий,  достичь  понимания  своего  высказывания.

Монолог  требует  лучшей  памяти,  более  напряженного  внимания  к  содержанию  и  форме  речи,  опирается  на  мышление,  логическую  последовательность.  Чтобы  монологическая  речь  была  понятна  слушателям,  в  ней  должны  использоваться  полные,  распространенные предложения.  Кроме того,  речь должна  быть  четкой  и  внятной.

В дошкольном  возрасте  происходит  овладение  2 – мя  типами  монологической  речи:  пересказом  и  рассказом.

ПЕРЕСКАЗ – это  наиболее  легкий  тип  речевой  деятельности,  так  как  дети  излагают  готовое  содержание  и  пользуются  готовой  речевой   формой.  Важно,  чтобы  они  могли  осмыслить  текст,  передать  его  свободно,  но с  сохранением  основной  лексики  автора. Передача событий  при  пересказывании  происходит в  определенной  последовательности:  экспозиция – вступление,  развитие  действия – основное  содержание, развязка – окончание.

Дошкольники,  как  правило,  любят  пересказывать знакомые  сказки,  передавать  содержание  мультфильмов.  Но  они  не  всегда  удерживают  логику  событий,  путают  факты  и их  последовательность.

Игры и  упражнения  с  лексическим  содержанием -  необходимое  условие  развития смысловой  стороны  речи. Важное  значение  в них  имеет  сравнение   разных  предметов и  объектов,  выделение в  них  различных  свойств  и  функций.  Сравниваться  могут  как  реальные  объекты ( игрушки,  картинки, предметы  одежды, мебели  и  т.д.), так  и  воображаемые  ситуации (действия  веселого и  грустного  медвежонка,  погода  ранней  и  поздней  осенью,  настроение персонажа  до и  после  описанного  события). Словарные упражнения,  предваряющие  рассказывание,  способствуют  обогащению  связной  речи детей  точными  и  образными   словами  и  выражениями.

Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей?

 

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

 

 

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

 

  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.

 

Особенности речи и поведения родителей при контактах с ребенком.

 

  • Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка.
  • Родители должны следить за правильностью собственной речи.
  • Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной.
  • Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки.
  • На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное.
  • Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания.
  • Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Играем, развиваем  фонематического процессы

 

Для проведения таких игр вам потребуется минимум наглядного материала, так большинство фонематических игр - это игры со словами, точнее, со способностью различать в словах отдельные звуки.

  • «Смотри, не ошибись!»

Вначале предложите ребенку придумать вместе с вами слова, которые начинаются на слог «СА». Ребенок предлагает: «самокат, сапоги, сад...»

Теперь измените задания: слова должны заканчиваться на «СА»: «оса, коса, колбаса».

Варьируйте упражнение с другими слогами.

  • «Подбери слово!»

Предложите ребенку подобрать слово, которое начинается на последний звук, говорим  слово «ананас», последний звук в слове  «С» , надо подобрать слово, чтобы первый звук был «с»(стакан или слон) и дальше игра продолжается.

  • «Поймай звук»

Игра на выделение звука на фоне слова.

Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [р] - “рот”, “зонт”, “рама”, “рак”, “корова”) . Можно играть с другими звуками.

  • «Какой звук есть во всех словах?»

Родитель произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один одинаковый звук: жук, жаба, лыжи – "ж" или шуба, кошка, мышь - "ш", и спрашивает у ребенка, какой одинаковый звук есть во всех этих словах, ребенок называет данный звук.

  • Игра «Рифмы» учимся подбирать рифмы

гармошка, а ты мне…(картошка),

рубашку, ты видишь…(букашку),

корзину, купил ты…(картину).

баран-…(барабан),

ползёт муравей - летит…(воробей).

Игры на развитие фонематического слуха, восприятия, следует предлагать ребенку как можно чаще, так как только постоянные тренировки могут выработать у ребенка фонематические навыки. Удачи!

Развиваем грамотную речь

НА ПРОГУЛКЕ, НА КУХНЕ, НА ДАЧЕ

Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут решать ежедневно. Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой.

Не упускайте ни малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить.

«Игра  с яблоком.» Для начала устройте  соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.).

«Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, а второе - красное; одно сладкое, а другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, а у второго - белые и т.д.)

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи.

На прогулке ребёнку вы можете прививать знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.  Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.

 

«Этот шумный мир» Прислушивайтесь ко все звукам и шуму вокруг вас. Помогите ребенку научиться различать звуки. Что он слышит: пение птиц, лай собак или шум листвы на ветру? А около дороги совсем другие звуки: сирены машин, шум моторов, музыка из открытых окон, чей-то смех. Придумайте вместе с ребенком слова, с помощью которых можно описать звуки.

 

Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.

 

На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Рассказывайте детям, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

 

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

 

На даче, или в деревне перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.

 

Игра «Отгадай» Итак, вы загадываете, слово, огурец. Затем вы предлагаете сказать, какой он, что можно приготовить, ит.д: он зеленый, хрустящий, продолговатый, его можно резать, солить. Ребенок слушая характеристику, пробует отгадать задуманное слово, затем ребенок вам загадывает, а вы отгадываете.

 

Что делать, если дома нет времени заниматься с ребенком

Я предлагаю игры, в которые  можно поиграть по дороге в детский сад.

«Кто самый внимательный».

Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает, назвавший больше слов. Выполняя такие упражнения, ребенок учится согласовывать прилагательные с существительными.

«Весёлый счет».

Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.

«Рыба, птица, зверь».

На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово. Или наоборот назови одним словом: сыр, молоко, хлеб, мясо, сахар просим ребенка назвать это все одним словом (продукты питания)

«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым …)?»

На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т.д.

«Отгадай предмет по паре других».

Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает: папа, мама – это семья, мясо, лук-это котлеты, торт, свечи - это праздник и т.д. Мир детского сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно использовать такие ситуации для совершенствования речи детей.

Необходимо работать над развитием всех сторон речи, решая задачи формирования правильного произношения, развития грамматически правильной, связной речи. Удачи!

...

 
© CopyRight МБДОУ Детский сад № 10 город Зима, 2012-2017, создание сайта: «Меридиан»