665383, Российская Федерация, Иркутская область, город Зима, улица Куйбышева, 79 «А»,
тел. (839554) 3 65 53,
e-mail: mdoy-10@mail.ru

Система Orphus

Официальный сайт 
Министерства образования и науки Российской Федерации:
minobr_gerb.png (52×57)

Федеральный портал "Российское образование":
logo.jpg (316×109)

 

Консультации музыкального руководителя

Театральные профессии

Музыкальная гостиная

«Театральные профессии»

Старший дошкольный возраст


Цель. Прививать любовь к классической музыке, развивать музыкальный вкус, обогащать словарный запас, продолжать прививать навыки культуры поведения: умение общаться друг с другом, быть вежливыми, доброжелательными.

Предварительная работа. Рассматривание репродукций, беседа о театральных профессиях, о творчестве композиторов классиков, индивидуальная работа с детьми.

Зал разделен на зоны: гардероб, касса, костюмерная, гримерная, реквизит и т.д.

Ведущий. Друзья, сегодня мы собрались в нашем прекрасном зале, чтобы поговорить о театральных профессиях, окунуться в атмосферу творчества, узнать много нового и интересного.

И первый вопрос к вам: «Какие театры есть в нашем городе?»  Ответы детей: кинотеатр «Россия», кинотеатр  «Горизонт",  в которых иногда проходят концерты, спектакли, цирковые представления.

Когда мы приходим в театр, то первое,  что нужно сделать, это…(ответы детей: купить билет, пройти в гардеробную). Входят несколько детей в верхней одежде, подходят к кассе, покупают билет  (ребенок кассир продает билеты, затем дети проходят, снимают пальто и сдают его в гардероб, получают жетон)

Ведущий проговаривает с детьми названия этих профессий: кассир, гардеробщик, затем они подходят к билетеру, протягивают ему билет, после чего проходят в зал. Ведущий все время обращает внимание детей на названия: контроль, билетер, объясняет, что в билете указан ряд и место, которое должен занять зритель.

Ведущий. Как известно, – Театр начинается с вешалки, и с первыми профессиями театра мы уже познакомились, назовите их (кассир, гардеробщик, билетер, жетон), а мы с вами – зрители.   Теперь поговорим о такой профессии, как музыкант. Ни одно представление в театре не проходит  без музыки, музыка создает настроение, усиливает впечатление, заставляет веселиться или грустить. Какие музыкальные профессии вы знаете? (Пианист, скрипач, трубач, флейтист и т.д.) А руководителем всего оркестра является – дирижер.

 

А руководителем всего процесса в театральной постановке занимается человек по профессии – режиссер. И среди нас тоже есть музыканты и сейчас они исполнят пьесу Г.Свиридова  «Вальс-шутка». Выходят несколько детей, исполняют пьесу под фонограмму на детских ударно-шумовых инструментах. А в театре принято аплодировать после выступления артистов. Прошу – аплодисменты. В театре все профессии важны и нужны. Теперь мы познакомимся с профессией декоратора, чтобы создать , например, картину леса, нужно установить некоторые декорации. Давайте создадим картину дремучего леса (выходят несколько детей, расставляют макеты деревьев, пластмассовые ёлки и др.) Теперь нам не обойтись без осветителя, чтобы создать мрачную картину нужно приглушить яркий свет, включить синие или другие темные лампы, или другие осветительные приборы. (Ведущий постоянно обращает внимание детей на названия профессий и просит  повторять  вместе с ним их названия. Включает синюю лампу, перед лампой простого освещения устанавливает поочередно то зеленый, то красный экраны, предлагает детям самим выбрать нужный.) Вот перед нами картина темного, дремучего леса, в котором живут какие-то  персонажи, например кто?  (Ответы детей: Баба Яга, Леший, Кощей и т.д.) А теперь мы поговорим о самой главной профессии, без которой не проходит ни одно представление и это?  (актер). Чтобы актеру придать образ героя нам нужен гример. Давайте создадим образ  Карлсона, и Наталья Тихоновна, в роле гримера и костюмера, будет «делать»  ему лицо. Наклеим нос,  наденем парик, какой Карлсон?  (толстый, потому что он ест много сладкого, у него на спине пропеллер). Чтобы он получился толстым приделаем ему подушку, на спину прикрепим пропеллер, а чтобы он полетел, нам нужно создать звуковой эффект и этим занимается звукооператор – мастер по звуку. (Звучит «взлет вертолета», Карлсон летает. В роли Карлсона – воспитатель Дина Сергеевна).

Карлсон: Ой, ой делаю посадку. Куда это я попал? (Дети: в детский сад). Ой, как много здесь ребят, на меня они глядят. Ребята, а у вас есть ма-аленький тортик или ма-аленькая баночка варенья. (Дети: нет!) Ну, я так не играю, тогда я полечу к себе домой, на крышу.

Ведущий. Подожди, Карлсон , на улетай, оставайся у нас на празднике, у нас будет очень весело.

Карлсон. Ну, хорошо, так и быть. Останусь.

Ведущий. Загадаю вам загадку:  Живет в лесу на опушке в очень странной избушке, в ступе летает, метлой управляет. Кто это?

Дети. Баба Яга!

Ведущий. Совершенно верно. (Звучит музыка «Баба Яга» П.Чайковского) Баба Яга влетает в зал, останавливается, видит ребят. В роли Бабы Яги – воспитатель Марина Николаевна.

 

Баба Яга. Ой, куда это я попала?  (Дети: в детский сад!) Ой, как вас тут много, да какие вы все пухленькие, да румяненькие, я очень люблю толстеньких.

Ведущий. Но, но, Баба Яга, прекрати свои страшные штучки, наши дети очень послушные и умные. Для чего мы здесь собрались, ребята?

Дети. Мы играем в театр, беседуем о театре.  (Баба Яга замечает костюмы и украшения).

Баба Яга. Ой, как много здесь всяких красивых вещей, я очень люблю наряжаться, а можно мне примерить что-нибудь из этих вещей?

Ведущий. Конечно, Баба Яга, смотри какие  у нас красивые бусы, вот тебе ещё нарядный платочек и фартучек, причешись, приведи себя в порядок. Ведь в театр надо ходить чистыми и опрятными.

Баба Яга наряжается, прихорашивается перед зеркалом, любуется собой, затем исполняет песню  «Ах, какая я забавная!» муз. Г. Гусевой

Баба Яга. Вам хорошо. У вас в городах так много театров. Да что там, в городах, даже у нас, в сказке, есть театры:  у Карабаса - Барабаса - театр, у Буратино – театр. А я чем хуже? Я тоже хочу открыть театр. Только  у меня никто работать не желает, говорят, что я вредная. А может, вы, дети, ко мне  в театр пойдете?

Дети: Да!

Б.Я.: Молодцы, правильно. Ведь это так интересно – театр. Вот сейчас поиграем в театр, сами увидите. Вам надо повторять то, что я буду говорить и показывать. Вы готовы?

Дети: Готовы!

Б.Я.: А не хотите ли вы поиграть в театр? Отвечайте хором:  «Да, да,  да!»

Дети: Да! Да! Да!

Б.Я.: Театр – это множество репетиций. Открывается занавес. Вжик! Вжик! Вжик!

Дети: Вжик! Вжик! Вжик!

Б.Я.: На сцене – оркестр! Забили барабаны: бум, бум, бум! Мальчики, это ваш номер.

Мальчики: Бум! Бум1 Бум!

Б.Я.: А не хотите ли вы поиграть в театр?

Дети: Да! Да! Да!

Б.Я.: Забили барабаны!

Мальчики: Бум! Бум! Бум!

Б.Я.: Заулюлюкали флейты! У-лю-лю! Девочки, это ваш номер.

Девочки: У-лю-лю!

Б.Я.: А не хотите ли вы поиграть в театр?

Дети: Да! Да! Да!

Б.Я.: Занавес открывается.

Дети: Вжик! Вжик! Вжик!

Б.Я.: Забили барабаны!

Мальчики: Бум! Бум! Бум!

Б.Я.: Заулюлюкали флейты!

Девочки: У-лю-лю!

Б.я.: Появляются разбойники. Один из них встает и говорит: «А кто у нас будет атаманом?  (Указывает на одного мальчика) Повтори!

Мальчик: А кто у нас будет атаманом?

Б.Я.: А не хотите ли вы поиграть в театр?

Дети: Да! Да! Да!

Б.Я.: Б.Я.: Занавес открывается.

Дети: Вжик! Вжик! Вжик!

Б.Я.: Забили барабаны!

Мальчики: Бум! Бум! Бум!

Б.Я.: Заулюлюкали флейты!

Девочки: У-лю-лю!

Б.я.: Появляются разбойники. Один из них встает и говорит.

Мальчик: А кто у нас будет атаманом?

Б.Я.: А все показывают рукой и говорят: «Он!»

А не хотите ли вы поиграть в театр?

Дети: Да! Да! Да!

Б.Я.: Б.Я.: Занавес открывается.

Дети: Вжик! Вжик! Вжик!

Б.Я.: Забили барабаны!

Мальчики: Бум! Бум! Бум!

Б.Я.: Заулюлюкали флейты!

Девочки: У-лю-лю!

Б.я.: Появляются разбойники. Один из них встает и говорит.

Мальчик: А кто у нас будет атаманом?

Б.Я.: А все показывают рукой и говорят.

Дети: Он!

Б.Я.: Атаман спрашивает: «А что я должен делать?»

(Игра повторяется ещё раз с ускорением)

Б.Я.: Так что же должен  сделать атаман?

Дети: (ответы детей)

Б.Я.: Пусть спляшет!

Звучит музыка, все танцуют.

Какие-то вы разбойники веселые, а не страшные. Засиделись, небось? Встаньте-ка спинами друг к другу. А теперь, как только я сосчитаю до трёх, повернитесь и напугайте всех! Раз, два, три! (Дети всё повторяют). Ой, как весело я провела у вас время, спасибо вам, ребята, что помогли мне открыть свой театр. А теперь я полечу в лес и расскажу всем, что у меня есть тоже свой театр и в моей труппе много таких талантливых и веселых актеров. До свидания!  (Улетает под веселую музыку).

Ведущий. На этом наша встреча заканчивается. Давайте ещё раз повторим названия профессий, с которыми мы сегодня познакомились.

Дети называют:  кассир,

Гардеробщик,

Билетер,

Музыкант,

Дирижер,

Артист,

Осветитель,

Звукооператор,

Гример,

Декоратор,

Костюмер,

Режиссер и т.д.

Мероприятие подготовила и провела музыкальный руководитель МБДОО «Детский сад №10» - Потапова Зоя Васильевна вместе с педагогами детского сада: воспитатели – Кострома Дина Сергеевна, Кольцова Наталья Тихоновна, Гречаная Марина Николаевна, психолог – Грудинина Алена Дмитриевна.

Обновлено 16.12.2015 18:16
 

Мелодия , услышанная до рождения

Педагогические теории далеко не всегда кажутся очевидными. Особенно, если говорить о теориях, так или иначе связанных с музыкальным воспитанием.  На наш взгляд, это происходит потому, что благотворное влияние правильного музыкального воспитания не так заметно, как влияние воспитания физического или, скажем, трудового. Не так заметно и трудно измеримо. Например, практически невозможно доказать что ребенок, полюбивший классическую музыку, становится добрее, обладает более тонкой духовной организацией, способен в большей степени, чем ребенок, музыкального образования лишённый, к сочувствию, милосердию, состраданию, к тому, чтобы почувствовать боль другого человека.

Примерно так же обстоит дело и с мнением ученых о том, что дети, которые слушали  классическую музыку ещё до рождения, находясь в животе матери, лучше развиваются физически, более продвинуты интеллектуально, легче обучаемы.  Впрочем, последнюю теорию в какой-то мере подтверждает эта удивительная,  почти невероятная история.

Одна девушка училась в институте им. Гнесиных на двух факультетах – струнном и композиторском. Подавала как виолончелистка большие надежды, могла стать солисткой, но не получилось. В молодости пыталась сочинять музыку, даже написала симфонию и концерт для виолончели  с оркестром, но, кроме нескольких небольших пьес, для виолончели, опубликовать  ей ничего не удалось. Потом пошли семья, дети, и мечты юности стать композитором так и остались мечтами.

Своего старшего сына она начала учить музыке с пяти лет. Сначала учила на виолончели сама. Потом отдала в музыкальную школу по классу фортепиано. Однажды, когда сыну исполнилось десять лет, она услышала, как он наигрывает мелодию, которая что-то ей напоминала. Что-то давно забытое из прошлого.

-  Что это за мелодия? – спросила она сына – Где ты её слышал?

-  Я не знаю.

-  Как это не заешь? Такого не может быть.

-  Ну, честное слово, не знаю. Почему-то она пришла мне в голову.

Женщина мучительно вспоминала, откуда она сама знает эту мелодию, которую играл сын. Даже ночью долго не могла уснуть. И, наконец, вспомнила. Эта была главная тема концерта для виолончели, которую она написала как дипломную работу при окончании композиторского факультета. Вспомнила и другое. В то время она была на шестом месяце беременности и часто играла эту тему дома. Самое любопытное было то, что эту мелодию позже она заменила на другую  и никогда больше её не исполняла. Даже рукописные ноты при переезде куда-то затерялись. Вывод напрашивается один, сын мог услышать мелодию, только находясь ещё в животе матери.

Эта история подтверждает открытие, сделанное врачом – педиатром, доктором медицинских наук  М.Г. Лазаревым. Он утверждал, что ребенок ещё в дородовой период положительно реагирует на классическую музыку. Метод Лазарева прост и доступен любой маме после 16 недель беременности, когда между мамой и будущим ребенком устанавливается контакт и понимание. Достаточно несколько раз в день на 5-7 минут приложить к животу наушники, через которые самый юный слушатель будет получать удовольствие от тихой, мелодичной, лучше всего классической музыки.

Обновлено 23.05.2013 15:08
 

Музыкальные виды деятельности

Психологические особенности детей 5-7 лет таковы, что одновременно с интеллектуальным постижением окружающего их мира требуют так называемого «эмоционального насыщения». Подобный эмоциональный комфорт  детям могут обеспечить занятия музыкальным искусством – пение, слушание музыки и творческая импровизация (вокальная, инструментальная, ритмико-двигательная), педагогические исследования подтверждают, что дошкольники чаще всего своими  любимыми занятиями называют различные виды музыкальной деятельности.

Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают музыкальный опыт и начало творчества. Приобретение первичных умений вокального исполнительства, а также ритмико-двигательных навыков, умения правильно и художественно точно двигаться приносит ребятам истинную радость. При этом у ребят раздвигаются рамки художественного видения мира, а простые и привычные действия преображаются в танцевальные, дирижёрские, становятся имитацией поведения нужного художественного образа, который воплощается в том или ином виде музыкальной деятельности. Обычные, всем хорошо знакомые прыжки, приседания, подскоки, движения руками, получая соответствующее музыкальное  оформление, приобретают требуемую поведенческую окраску и тем самым трансформируются в воодушевлённые эмоциональные процессы.

Выполняемые детьми задания, усложняясь по мере надобности, становятся для них источником эстетического удовольствия.

В упражнения, предназначенные для вокально-двигательной разминки, заложены определённые цели. Прежде всего - сконцентрировать  внимание детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом. Поэтому первые задания такой разминки могут начинаться с самых примитивных движений - одновременных с вокализированием хлопков в ладоши, постукиванием пальцем одной руки по пальцу другой, притопов, шлепков по коленям. Чтобы детям было проще уловить заданный ритм, основную мелодию пропевают.  Для этого подбираются песни с понятным по смыслу  для детей текстом, простым для запоминания.

Таким образом, данные виды музыкальной деятельности развивают умение детей вслушиваться в музыкальное произведение, определять его характер, развивать точность, ловкость, координацию движений, чувство ритма, быстроту реакции.

 

Логоритмическая гимнастика в детском саду

В настоящее время имеется тенденция к возрастанию количества детей с речевыми патологиями. Педагогов и специалистов все больше волнует вопрос речевого разви­тия детей.

Нарушения речи в той или иной степени негативно вли­яют на психическое, физическое, умственное развитие де­тей, отображаются на их деятельности, поведении, фор­мировании личности; вызывают психические расстройс­тва, особенно эмоционально-волевой сферы, приводят к возникновению негативных качеств характера (нереши­тельности, замкнутости, чувства неполноценности).

Эффективным методом преодоления речевых наруше­ний является логопедическая ритмика - это одна из форм активной терапии, которая ставит перед собой цель: пре­одоление речевых нарушений путем развития, воспита­ния и коррекции у детей с речевой патологией двигатель­ной сферы в сочетании со словом, музыкой. Занятия лого-ритмикой с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями способствуют:

  • формированию двигательных умений и навыков, вос­питывают правильную осанку, походку, грацию дви­жений, способствуют развитию ловкости, силы, вынос­ливости, координации движений, ориентировки в про­странстве; укреплению костно-мышечного аппарата;
  • развитию дыхания, моторных функций, слухового, зрительного внимания, памяти, мимики лица;
  • развитию чувства ритма, темпа, фонемати­ческого слуха, способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
  • умению расслабиться, снять напряжение;
  • воспитанию личностных качеств, чувства коллекти­визма, решительности, уверенности в себе, смелости.

Исследователи М.М. Кольцова, Г.А. Волкова, В.М. Бех­терев доказали: «... чем лучше у ребенка развита мотори­ка, тем лучше у него будет развита речь». Таким образом, логоритмика является одним из важных и эффективных методов коррекции речевых нарушений.

Программное содержание логоритмической гимнастики:

  • развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;
  • формировать правильную осанку, умение ориентиро­ваться в пространстве, имитационные движения;
  • устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий;
  • развивать речевое и слуховое внимание;
  • учить переключать внимание, включая смену движе­ний;
  • продолжать учить слушать музыку, различать темпы мелодий, петь соответственно со звучанием музыки (тихо-громко);
  • развивать физиологическое дыхание;
  • развивать артикуляционный аппарат;
  • развивать силу голоса;
  • развивать мелкую моторику, точность движений;
  • развивать мимику лица;
  • формировать правильную артикуляцию звуков.

Известно, что у значительной части детей, страдающих общим недоразвитием речи, имеются нарушения слухового восприятия и эмоционально-волевой сферы. Следствием этого являются неадекватные эмоциональные проявления при восприятии различных художественных произведений (например: словесного искусства, музыки).

Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, способна не только привлекать внимание детей, заинтересовывать и доставлять удовольствие, воз­буждать эстетическую эмоцию, но и значительно обога­тить, эмоционально окрасить даже самые первоначальные представления ребенка о сложном материальном и соци­альном мире, который его окружает [Бехтерев, 1903].

Любая эмоциональная реакция своим конечным этапом имеет то или иное движение — мимику, жест, внутреннее действие. Это обязательное двигательное окончание каждо­го эмоционального акта является психофизиологической константой.

Данная закономерность названа К.С. Стани­славским «методом физических действий» и использова­лась актерами для того, чтобы посредством движений, фи­зических действий вызвать к жизни подлинные эмоции, эмоциональные состояния [Станиславский, 1938].

Наиболее эффективным эмоциональным возбудителем движений, по мнению К.С. Станиславского, иногда даже почти механическим, является «темпо-ритм». Говоря о прямой связи ритма с чувством, он утверждал, что у каж­дой человеческой страсти, состояния, переживания свой «темпо-ритм». Мы также рассматриваем ритм не только как времяизмерительную категорию, но и эмоционально-выразительную, образно-поэтическую, художественную.

Методика воспитания детей с общим недоразвитием речи   средствами  логопедической   ритмики вобрала в себя положения метода ритмического воспитания Жак-Далькроза, который отмечал важность ритмизирования себя на уровне подсознания, и в этом ведущую роль отдавал музыке. Музыкальное сопровождение помогает пространственно-временной организации движений, они приобретают плавность, большую точность, выразительность.

Структура занятия по логопедичеческой ритмике

При составлении занятий по логопедическской ритмике следует учитывать следующие дидактические принципы:

  • научность,
  • наглядность,
  • доступность,
  • поэтапное повышение требований,
  • стимулирование активности и сознательности детей,
  • индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Кроме того, при построении занятия необходимо опи­раться на специальные принципы: связь логопедической ритмики с физическими возможностями детей, ее оздоро­вительная направленность, связь с основными компонен­тами музыкальной деятельности с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, развития личности лого­пата [Волкова, 2003].

Занятия по логопедической ритмике проводятся один раз в неделю и находятся в тесной связи с другими средства­ми комплексного коррекционного воздействия. Их про­должительность составляет 30—40 минут в зависимости от возраста детей и этапа логопедической коррекции.

В самом начале утренней гимнастики  очень  важен положительный эмоциональный настрой.    Для его создания эффективно включение эмоциональной мимической разминки  (например, приветствие жестами), что удобно организационно, либо знакомой детям игры  на слуховое, зрительное или тактильное восприятие. Затем проводятся:

  • игрогимнастика,
  • вокальное музицирование,
  • речедвигательные игры,
  • дыхательно-артикуляционный тренинг,
  • пальчиковая гимнастика,
  • речевые игры,
  • ролевые стихи.

Далее проводятся инструментальное музицирование или танцевально-ритмические упражнения. Для снятия мышечного и эмоционального напряжения используются релаксационные упражнения, игровой массаж или пальчиковая гимнастика.

В своей работе логоритмические упражнения разного вида в обязательном порядке использую на утренней гимнастике, музыкальных занятиях, а также в кружковой работе.

Несколько советов для родителей, как петь с ребёнком, чтобы не навредить голосу:

  1. пойте не громко;
  2. пойте не очень быстро и не слишком медленно
  3. пытайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни, например, колыбельные, пойте спокойно, ласково, тихо; весёлые песни - оживлённо;
  4. пойте чаще;
  5. разучивайте песни "с голоса"; если есть возможность, чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения.
  6. помните: чем понятней ребёнку содержание песни, тем больше она ему нравится.
Обновлено 25.12.2012 13:56
 

 
© CopyRight МБДОУ Детский сад № 10 город Зима, 2012-2017, создание сайта: «Меридиан»